По материалам: Парламентская газета, 10.09.2022
Центробанк установил новые правила расчетов выплат по ОСАГО, которые начнут действовать с 11 сентября. Они предусматривают, что в ценовых справочниках, необходимых для расчета стоимости ремонта, станут учитываться цены аналогов запчастей, если оригинальная деталь отсутствует на рынке.
Логика ЦБ проста. Из-за последних событий на международной арене Россию либо покинули, либо заморозили здесь свою деятельность многие крупные автомобильные компании. И если проблему с дефицитом самих автомобилей отечественным производителям решить худо-бедно удалось (в свежем отчете Ассоциации Европейского бизнеса, например, говорится о том, что доля автомобилей LADA на внутреннем рынке в августе 2022 года выросла до 43 процента, в то время как в августе 2021-го она составляла всего 17 процентов), то проблема с дефицитом оригинальных запчастей пока что «пробуксовывает», хотя и тоже не без позитивных подвижек. А если оригинальная запчасть отсутствует на рынке, то информация о ее стоимости не попадает в справочник, на основе которого производится расчет страховых выплат. И сам расчет становится либо сильно затруднен, либо вовсе невозможен, а это может повлечь серьезные трудности с ремонтом для владельцев иномарок.
Усугубляет ситуацию то, что оригинальные запчасти существуют в одном уникальном наименовании, а вот неоригинальных на рынке может быть представлено столько, что шанс нарваться на некачественный продукт или вовсе откровенный контрафакт резко возрастает.
Есть и еще один важный нюанс. На него в беседе с «Парламентской газетой» обратил внимание председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов.
«Возникает логичный вопрос: а не начнут ли наши страховые компании злоупотреблять ситуацией? — говорит парламентарий. — Ведь чем ниже стоимость детали, тем ниже сумма страховой выплаты, которая полагается застрахованному лицу. Соответственно, с введением новых методик расчета страховщикам становится выгодно полностью перейти на неоригинальные запчасти, а наличие на рынке оригинальных замалчивать. И одно дело, если мы говорим о каком-нибудь пластмассовом бампере, другое — о частях двигателя, подвески или трансмиссии, качество которых может напрямую влиять на ходовые характеристики автомобиля и безопасность его эксплуатации».
Действительно, стоимость «оригиналов» и «аналогов» порой может отличаться в разы. Например, оригинальный передний тормозной диск для Nissan Almera сейчас можно купить примерно за 6000 рублей, а неоригинальный — от 2900. Оригинальный амортизатор подвески для Ford Focus обойдется автомобилисту (если такой вообще удастся найти) в 22 000 рублей. А «заменитель» можно отыскать всего за 6000 (!) с небольшим. Поэтому поле для махинаций перед страховщиками действительно открывается огромное. По мнению Ярослава Нилова, путей решения этой гипотетической проблемы два.
«Во-первых, нам стоит вернуться к старой практике по предоставлению гражданам права самостоятельно выбирать форму компенсации при наступлении страхового случая — ремонт или денежную выплату, — заключил парламентарий. — Я думаю, мы, депутатский корпус, будем предлагать скорректировать с этой целью закон об ОСАГО. Во-вторых, потребуется консолидация усилий всех надзорных и общественных организаций с целью контроля за действиями страховщиков».